allinfoКаталог компаний НовостиПогода ГороскопЗнакомстваОбои
Выбор читателей

Новости культуры

Рисуй и богатей - сколько зарабатывают уличные художники в Казахстане

09 октября, 08:54

Свежее воплощение Джокера в Алматы, карикатура Бэнкси на британский парламент, послание на ящиках с бомбами и "бомбинг" нью-йоркских подземок – все эти темы объединяет емкое слово - стрит-арт. В историю социально-актуальной и неоднозначной культуры уличного искусства углубился корреспондент Tengrinews.kz.

Граффити и муралы шаг за шагом захватывают стены городских объектов, вытесняя серые полотна зданий. Сейчас этому направлению искусства уделяют большое внимание - проводят фестивали, акиматы и коммерческие организации заказывают рисунки, а для прохожих это модная фотозона. Современный стрит-артист в Казахстане может позволить себе заниматься любимым делом и при этом достаточно зарабатывать, делится секретами заработка граффитист Семен Crime.

"Я сам отработал год в офисе дизайнером. И когда я пришел к ребятам, это была работа "за интерес", плюс я сижу в тематическом магазине, где я знаю про каждый товар, то, чем я сам пользуюсь. И параллельно выполняю заказы, я художник не супер высшего ранга и получаю 200 тысяч в месяц. В лучшем случае 400 тысяч. Вполне хватает на жизнь", - рассказывает граффити-художник.

Художники за работой, фото из личного архива Дмитрия DMN

Основатель мастерской Репас Дмитрий DMN убежден - граффити и стрит-арт - это гигантская индустрия, где заказчиками выступают промышленные заводы по производству специализированного материала и небольшие частные компании.

Краткий экскурс

Однако такой коммерческий спрос появился далеко не сразу. Углубимся в историю и пройдемся по основным вехам стрит-арта.

Доподлинно неизвестно, когда был изображен первый рисунок на стене. Предположительно, со времен появления человека разумного. Тогда творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей.

Знаковым рисунком, давшим импульс в развитии свободного художества, стало послание на ящиках с бомбами. Во времена Второй мировой войны загадочная надпись Kilroy was here ("Здесь был Килрой", перевод с английского, предположительно, надпись появилась еще в начале ХХ века) стала настолько вирусной, что распространившаяся американскими солдатами "таинственное" послание не на шутку заинтересовало разведку Рейха и лично Гитлера, которые рассматривали данное изображение как шифр или как информацию о неком секретном агенте противника.

Kilroy was here, фото с сайта wikiwand

"В тот момент совершился прорыв в комбинировании текста и персонажей. Изначально художники писали только свои имена. Это была как пометка территории. Один из первых, кто это делал, был Taki 183.", - рассказывает Семен Crime.

Первая волна

И если раньше "бомбление" (от термина Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях) подчеркивало вандалистское настроение, то с 80-х годов стрит-арт в нью-йоркской подземке вошел в программу "Искусство и дизайн".

Иллюстрации на входе в нью-йоркскую подземку, фото с сайта pixabay.com

"Чтобы понять бомбинг и что это такое, нужно это хотя бы разок попробовать. Когда ты проникаешь на запретную территорию типа метро, вокруг охрана, какие-то замки, камеры, и ты от всего этого ловишь дикий адреналин…" - делится Семен.

Стоит заметить, что подобная разновидность искусства в некоторых случаях чревата последствиями для экстремального художника. Все же "бомбить" уходящий вагон состава или красить стены тоннеля метро – рискованно и опасно для жизни. 

OBEY, Banksy и новая волна стрит-арта

В 1989 и 2008 годах художник Шепард Фэйри расклеивает постеры с изображением французского борца Андре "Великана" Руссимоффа и подписью Obey (Повинуйся, перевод с английского), и с лицом Барака Обамы и подписью Hope. Обе работы признаны культовыми. В этот промежуток времени в Лондоне обретают популярность работы некоего художника под псевдонимом Banksy.

Остросоциальный подтекст и анонимность привлекли внимание общественности по всему миру. Ныне имя Banksy – бренд, под которым многие художники пытаются урвать кусочек славы. Дабы понять масштаб культа неординарного художника, отметим, что его карикатура на заседание британского парламента (Devolved Parliament), где изображены исключительно шимпанзе, была куплена за 12 миллионов долларов на аукционе Сотбис. 

Картина "Devolved Parliament", фото из твиттер-аккаунта Sothebys

Уличное искусство в Казахстане

"Цой жив", "Асема, я люблю тебя", "Андрей из 8 "б" - дурак" и другие подобные надписи в нашей стране встречались повсеместно еще во времена Советского Союза. В 90-х с популярностью хип-хоп-музыки, появились и первые граффити. Спустя десяток лет, рисунки баллончиком пользуются высоким спросом.

Для ребят из творческой студии Repas творчество и коммерция соседствуют друг с другом. За их услугами по украшению интерьера и экстерьера обращаются как государственные, так и частные организации. Сумма заказов варьируется от нуля до нескольких миллионов тенге. Стоимость проекта - множество факторов: подбор эскиза, размеры полотна, особенности рисунка и используемых расходных материалов и так далее. Художники вспоминают про случай, когда за работу им заплатили 12 миллионов тенге.

К слову, за мурал с Джокером художники не взяли денег. Это был имиджевый проект, отмечают ребята. В таких случаях заказчик лишь покрывает расходы на краску, банки и так далее. Дмитрий DMN - один из авторов мурала, ставшего знаменитым на весь мир, - считает это веянием времени.

"Теперь если и есть нужда рисовать в заметных местах, то только ради атмосферной фотографии для соцсетей или чтобы больше людей сфотографировались для тех же соцсетей", - считает Дмитрий DMN.

Художники творческой студии Repas, фото из личного архива Дмитрия DMN

"Разумеется, есть цензура и определенные пожелания. Если заказ от акимата, то это обязательно узнаваемые атрибуты города: яблоки, орнаменты, телебашня и другое. А вообще, заказы бывают самые разные. От цехов до стоматологий", - приоткрывает завесу индустрии Семен Crime.

Создание "Джокера", фото из личного архива Дмитрия DMN

Увлечение рисованием на стенах из подросткового протестного движения перевоплотилось в полноценную коммерческую деятельность, где по-прежнему есть место свободному художеству. Жители Казахстана, в большинстве своем, с одобрением принимают новые муралы и рисунки на стенах города. А это значит, что стрит-арт плотно влился в повседневный слой жизни, и художники не зря распыляют краску на бетонные полотна.

Вы находитесь: Главная » Новости культуры

Комментарии: Вы можете быть первым, кто оставит комментарий